Заметки на полях: фестиваль электронной музыки fields

В эту августовскую московскую ночь на небе был звездопад. Некоторые из этих светил заглянули в тёплый уютный клуб "16 тонн", создав неповторимую атмосферу праздника для ума и тела.
Четвёртый, и, надеюсь, не последний фестиваль fields из серии мероприятий, посвященных атмосферной и экспериментальной музыке от создателей Last Step, изначально планировался в "Яблоневом саду". Но по независящим от организаторов причинам его перенесли в один из старейших клубов Москвы. Конечно, трудно за такой короткий период времени успеть перестроиться и учесть всё своеобразие новой площадки, но, на мой взгляд, Proper People Promo это удалось как нельзя лучше.
На главной сцене мы увидели живые выступления артистов, а на "Красной веранде" обустроились диджеи с винилом и дисками.
Начался фестиваль с выступления проекта Midimode - это двое молодых людей из подмосковной Коломны - Сергей Баранов и Денис Басов. Одухотворённые лица ребят, улыбки, которые явно говорили об удовольствии, получаемом при работе над своим лайвом, помогали проникнуться их душевной музыкой. Это достаточно новый проект, но уже запавший в душу многим любителям IDM-звучания. Начали Сергей и Денис очень бодро, без долгих разгонов. На этом концерте Midimode презентовали свой дебютный лонгплей, который недавно был записан на винил лейблом Sealt. Цифровая версия альбома, к тому же, выйдет в сентябре на небезызвестном лейбле Enpeg - подлейбле легендарного n5MD, принадлежащем Майку Каду (Bitcrush, Gridlock). Там же выпустил несколько релизов и один из хэдлайнеров fields - Ruxpin!
После выступления Midimode я решил обсудить с ними эмоциональную окрашенность их музыки и подход к творчеству:
Я: Привет! Скажите, какие эмоции вы хотели бы передать публике, которая наслаждаетсЯ вашим саундом на танцполе?
M: В нашем творчечстве есть и тёмная, и светлая сторона - вот два наиболее ярких примера: композиции "Always Tell The Truth" и "Central Park", которые мы сегодня не играли, так как они не совсем вписываются в наш треклист для fields.
Я: Я заметил что во время выступления вы используете интересные новинки из железа?
М: Да, это синтезатор Novation MiniNova, к примеру. Не могу нарадоваться и вот даже покажу, что он из себя представляет (показывает мне коробку, рассказывает, что для чего предназначено.)
Я: Очень интересно, что или, может быть, кто вас вдохновляет - какая музыка, какие люди?
М: В частности, на нас повлияли лейблы Sending Orbs, n5MD, Merck, Toytronic. Что касается музыкантов, не хотелось бы углубляться в персоналии. Конечно, мы ощущаем влияние творчества большинства IDM-артистов начала-середины 2000-х, ну и, разумеется, старого доброго брейкбита.
Итак, вернёмся к выступлениям. После Midimode на сцену вышел широко известный персонаж - Ник Завриев, выступающий в рамках своего проекта Ambidextrous. Такого широкого спектра различной музыки я не слышал очень давно: от старинного дрилл-н-бейса до современного айдэмного звучания.Грамотно оформленный сэмплами из новостей и аудиоуроков по английскому, а так же русскоязычным английским радио, лайв-сет Ника заставил в очередной раз гордиться нашим соотечественником. Было забавно смотреть на барменов, веселившихся от русскоязычных вставок в музыке и визуализации с фрагментами из старых чёрно-белых мультиков про приключения Микки.
И, наконец, пришло время ожидаемых иностранных гостей. Первым начал своё проникновение в разумы российских слушателей представитель лэйбла n5MD - Ruxpin. Нежное и приятное мелодичное обвлакивающее звучание разнеслось по "16 тоннам" с появлением Йонаса Гудмундссона на сцене. Он словно перенёс публику в родные исландские горы. Плавно переходя от интелледжент звучания к модным ритмам лондонского клубного андерграунда, Ruxpin завершил свой сет, пожав руку следующему гостю - великому и неподражаемому Майку Парадинасу aka µ-Ziq.
Первые же звуки медленно разгоняющегося мрачноватого айдиэма Майкла (в нём перемежался и старый, и новый материал) заставили публику то расслабляться в экстазе, то танцевать что есть сил. И это при том, что IDM изначально считался стилем не очень пригодным для танцев. Эффект ощущался сразу - публика хлопала и радовалась - это, как ни крути, хэдлайнер фестиваля.
Но Майк оставался серьёзным и максимально сконцентрированным, стараясь всё сделать для качественного звучания. Переходя с одной любимой всеми композиции на другую, он невозмутимо внедрял свою идею независимой электронной музыки в сердца российских слушателей.
Я не смог упустить возможность задать несколько вопросов такому интересному человеку.
Я: Здравствуйте, Майкл! Скажите, что бы Вы посоветовали начинающим авторам электронной музыки?
М: У меня нет никаких специальных советов для людей, которые создают электронную музыку. Я имею в виду, если люди хотят сочинять музыку - они делают это. Некоторые просто наслаждаются, создавая её.
Я: Многим любопытно было бы знать Ваше мнение о том, нужно ли музыканту творить музыку для людей или всё-таки для себя?
М: Для меня - это белое и чёрное: если сочиняешь музыку, то в первую очередь ты это делаешь для себя самого.
Я: То есть только для себя, не для кого то ещё?
М: Ну, если нравится делать для людей - делай, значит у тебя в этом потребность. Что касается меня, я работаю подобно писателю; иногда я думаю об аудитории, иногда о ком то определённом, когда сочиняю.
Я: Вы стоите во главе такого известного лейбла - Planet Mu и записываете такие нашумевшие альбомы. В первую очередь Вы считаете себя музыкантом или всё таки продюсером?
М: Однозначно музыкантом. Я не могу сказать, что я хороший продюсер.
Я: Уверен, Вы слушаете много новой музыки, много новых демо-записей, релизов разных людей. Как Вы считаете, влияет ли это на Ваше творчество, на Ваш креатив?
М: Однозначно влияет, но скорее всё таки не демо. Да, и я считаю, музыка нужна для вдохновения.
Я: Как Вы относитесь к тому, что некоторые музыканты не слушают никакую другую музыку, кроме своей, чтобы не сбивать настрой.
М: Да, это другой способ делать что-то. Люди боятся, что чужая музыка, проникнув в них, может стать частью их собственной. Но я на самом деле не верю в это. Я считаю, необходимо, чтобы культура пронизывала музыку. Любое музыкальное полотно нужно слушать с позиции ребёнка, дабы иметь возможность воспринимать его непосредственно. Поэтому когда ты перестаёшь слушать новую музыку - это смешно. И вообще Тем, кто никогда не слушал музыку, наверное очень сложно понять, как её написать.
Я: Да, и я тоже так думаю. Как Вам русская организация фестиваля?
М: Я бы сказал очень хорошая! Но не могу утверждать это прямо сейчас, ведь мне ещё не заплатили пока что. Скажу позже. (смеётся)
Я: Что Вы думаете о торрентах, вообще о пиратстве в сети?
М: Авторам безусловно нужно платить за их музыку, и всё-таки будущее за торрентами. Но это по-другому для многих музыкантов.
Я: Так значит, всё таки Вас не волнует, что Ваши альбомы можно бесплатно скачать в сети?
М: Не волнует? Меня? Меня задевает это, и я бы предпочёл чтобы мне платили за мои творения. Но в мировом масштабе это не так уж и важно конечно... Я уже стар, у меня есть откуда взятся деньгам, есть свой бизнес. А молодым исполнителям, конечно, труднее. Особенно, если ты делаешь андерграундную музыку: приходится выживать, занимаясь совершенно разными делами.
Я: А какую музыку других жанров Вы слушаете ?
М: Grime, например.
Я: А Ваша любимая группа?
М: Любимая? У меня нет любимой группы.
Я: Ну хорошо, кто в Вашем топе за последний месяц?
М: John Wizards.
Я: И всё-таки инструментальную музыку - там пост-рок?
М: John Wizards - это как-раз гитарная инструментальная музыка.
Прим. автора: John Wizards - Lusaka By Night (https://soundcloud.com/planetmurecords/john-wizards-lusaka-by-night)
Я: Возможно Вам нравится мат-рок? Я спрашваю потому, что у мат-рока тоже достаточно ломаный ритм, как и у брейккора, например, и часто у айдиэма.
М: Ну, я не могу сказать, что я вообще когда-либо любил мат-рок. Мне не кажется, что в нём есть что-то похожее с IDM и брейккором. Нет. Не слышу этого. А вообще мне нравится сладенькое - что-то вроде My Bloody Valentine.
Я: Как бы Вы хотели видеть правильный танец под вашу музыку?
М: Совершенно не имеет значения, как люди танцуют - просто хорошо, что они делают это!
Я: Скажите, о чём Вы думаете когда выступаете?
М: Я думаю только о технике, погружаюсь в работу с аппаратурой.
Я: Любопытно, не представляете ли Вы какие нибудь пейзажи во время лайва?
М: Только, когда сочиняю музыку - тогда да.
Я: Большое спасибо за интервью, рад был встрече! Очень надеюсь ещё увидится!
М: Тоже рад, счастливо!
Майкл оказался очень серьёзным и задумчивым человеком в жизни, немного уставшим, но от этого не менее энергичным. Так, наверное, и должен выглядеть IDM-гуру 90-х и 2000-х. Приятный в общении, с правильной речью. Настоящий интеллектуал!
После µ-Ziq на сцену вышел Фёдор Xi Zhuang. Определённо, тяжело выступать после хэдлайнера, тем более, что часть публики покинула танцпол. Но многие продолжали ждать, зная, что за музыку пишет этот молодой человек. Очень позитивно и легко перелючая тумблеры на своих девайсах, Xi Zhuang порадовал всех космической проникновенной музыкой. Она была наполнена удивительным весельем и радостью, так что нельзя было удержаться от улыбки. В его выступлении было столько доброжелательности, что невольно хотелось в ответ пожелать ему удачи и счастья!
Последним, но не менее ярким участником фестиваля был Dirty OWL, представитель лейбла Sealt (основная масса выступающих сегодня представляла именно этот лейбл).
Конечно, веранда "16 тонн" не очень подходила для второго танцпола, некоторые даже не знали, что он был. Небольшие размеры зала не помешали публике прекрасно проводить время, наслаждаясь густыми вибрациями предоставленного диджеями материала.
Организатор фестиваля Андрей Морозов в который раз показал себя высоким профессионалом: трудно было поверить, что изначально вечер должен был проходить на другой площадке.
Вот так и закончился этот великолепный праздник души. От себя могу сказать, что пришёл туда усталый и больной, с поникшей головой. Однако, с первых же нот музыка подняла моё настроение и понесла меня по своим волнам. На следующий день я проснулся совершенно здоровым и помолодевшим. IDM безусловно меня вылечил. Всем Добра! Всем IDMа!
Кирилл Королев